воскресенье, 10 февраля 2013 г.

хор мут смешенный

Археологические материалы отчетливо показывают, что в последней четверти IV тысячелетия до н. э. одинаковая энеолитическая культура охватывала Верхний Египет и Северную Нубию. Именно в ней с развитием производительных сил протекал процесс усиления имущественной дифференциации и сложения в самом конце додинастического периода классового общества.

Раскопки С. Фэрса также открыли могильники второго додинастического периода (мог. 79, 101-103 и 111). Некоторые из них раскапывались на территории работ нашей экспедиции, но ныне все они после сооружения первой Асуанской плотины залиты водой. В могильниках также была найдена характерная додинастическая расписная керамика с изображением страусов, волнистых линий и спиралей. Но количественно в погребениях ее меньше, чем в Верхнем Египте.

Г. Рейзнером были исследованы и могильники герзейского периода. В двух из них (мог. 30 и 43) обнаружены глиняные расписные сосуды с характерными изображениями многовесельных ладей деревьев и человеческих фигур, а также глиняная женская статуэтка.

Рис. 1. Керамика из додинастических могильников Нубии (Амратская и Герзейская культуры).[7]

В 1907 1908 гг. Г. Рейзнер исследовал додинастический могильник в хоре Бакан, примерно в 10 км выше Асуанской плотины. Раскопки дали громадное число глиняных изделий, преимущественно красных лощеных с черным верхом. Наряду [6] с этой обычной керамикой были обнаружены черные сосуды с резным узором, заполненным белой массой, и красное лощеное блюдо с росписью геометрического характера, выполненной белой краской, принадлежащее Амратской культуре (рис. 1). Могильник в хоре Бакан выделяется среди других громадным количеством предметов, положенных в погребения, и поразительной их сохранностью. Так, в одной могиле (погр. 7) перед скелетом стояло семь корзин, наполненных зернами и плодами. В другой могиле (погр. 86) женский скелет лежал на деревянных носилках, покрытых циновкой (рис. 2). Ведь более пяти тысяч лет прошло со дня совершения этих погребений.

Как показали раскопки Г. Рейзнера и С. Фэрса, вторая додинастическая культура Египта была широко распространена в Северной Нубии. В более ранней культуре Верхнего Египта, так называемой бадарийской, также заметна определенная связь с Нубией.

В это время шло параллельное развитие земледелия и скотоводства. На низменных берегах Нила преобладало земледелие, а на плоскогорье выше реки, имевшем саванную растительность, преобладало скотоводство. Лодка служила связью между обоими берегами, и, вероятно, племена часто имели поселения и земельные участки на одном берегу Нила, а пастбища на другом. Так, в одном погребении, раскопанном в Эль-Амра, вместе с глиняными статуэтками быков была обнаружена и модель лодки. Это указывает на то, что скотоводы нуждались в переправе через реку. Изображения лодок вместе с изображениями рогатого скота часто встречаются па скалах, иногда даже удаленных от Нила.

В то время как Амратская культура известна на сравнительно ограниченной территории Верхнего Египта, Герзейская культура распространена значительно шире, почти на всем протяжении египетского Нила, исключая дельту. Многовесельные лодки стали уже основным средством сообщения по Нилу, что и привело к широкому распространению одной культуры.

Вторая культура (Герзейская) характеризуется иной керамикой, желтого или розового цвета, с бурой росписью. Наряду с орнаментальными мотивами (волнистая линия, спирали, треугольники) часты изображения многовесельных лодок, фигур людей, как мужских, так и женских, животных, страусов и деревьев. Вся композиция росписи скована орнаментальностью.

При большом сходстве основной массы керамики этих двух культур их расписная керамика существенно различается. Первая из них (Амратская) характеризуется красными лощеными сосудами, украшенными белой росписью, не только орнаментально-геометрической, но изображающей также растения, животных, сцены охоты, лодки. Композиция росписей весьма разнообразна, без установленных схем.

Характерным элементом египетской додинастической культуры была керамика, особенно красные лощеные сосуды разнообразных форм с широкой и неровной черной полосой у верхнего края. Этот тип сосудов с черным верхом (Black topped Pottery) бытовал очень долго. Амратский и Герзейский додинастические периоды, различаясь уровнем развития материальной и духовной культуры, имели много сходных элементов. Это и привело к мысли о том, что они представляют собой одновременные, территориально различные культуры одна Верхнего, а другая Нижнего Египта. Но от такой точки зрения археологи вскоре отказались, хотя вопрос происхождения энеолитической культуры долины Нила, ввиду того что предшествующие ей этапы остаются неизвестными, вызывает еще много различных теорий и споров.

В конце XIX в. Флиндерсом Питри и Ж. де Морганом в Верхнем Египте были открыты первые могильники додинастической эпохи. В последующее время исследования в этом направлении были значительно расширены, и накопленный археологический материал позволяет теперь достаточно полно обрисовать энеолитическую культуру Египта с выделением двух крупных последовательных этапов ее развития. Основой хозяйства этой культуры было еще примитивное земледелие, сочетавшееся со скотоводством. Орудия и предметы вооружения изготовлялись преимущественно из камня (ножи, скребки, вкладыши серпов, наконечники стрел, булавы), медные предметы встречены в небольшом количестве. Из мягкого камня, внешне похожего на шифер, делались палетки для растирания краски, вытянутые ромбические или же в форме животных, птиц и рыб. Для мелких поделок широко [5] употреблялась кость. Из глины лепились статуэтки людей, преимущественно женские, и рогатого скота, а также модели лодок и даже жилищ.

Поэтому и историю земледельческо-скотоводческих поселений Нубии мы принуждены начать с додинастической культуры; она представляла довольно высокую стадию культуры, развивавшуюся уже в условиях наступавшего аридного периода.

Нубия сегодня это неприветливая, суровая страна. Палящее солнце, сильный ветер, выветренные скалы, слепящий глаза желтый песок, узкая полоса плодородной земли по берегам Нила и безводные, давно высохшие, спускающиеся к Нилу вади. Уже на небольшом расстоянии от Нила расстилается бескрайняя, безжизненная, каменистая пустыня, когда-то в очень древние времена обитаемая. На ее просторах археологи могут собрать большое количество палеолитических и неолитических каменных орудий, а на скалах обнаружить древние изображения, покрытые темной патиной, указывающей на их глубокую древность. Превращение некогда обитаемой местности в пустыню было связано со сменой гумидного (влажного) периода аридным (засушливым). Вызванные изменением климата ветры, перемещаемый песок и яркое солнце уничтожили остатки культуры предшествовавшего климатического периода. В условиях этих длительно действовавших сил сохранились лишь каменные орудия, очень сильно окатанные, да доисторические изображения на скалах, высеченные в местах, недоступных для постоянного ветра.

Археологические исследования отчетливо показывают, что додинастическая культура IV тысячелетия до н. э. занимала территорию долины Нила как к северу от первых порогов, так и к югу от них. В то же время культура предшествовавшего периода остается до сих пор почти не изученной и следы ее оказывается обнаружить очень трудно.

Северная Нубия входила в ту обширную область, где сложилась культура, на основе которой образовалось Египетское государство одно из древнейших государств земного шара.

Б.Б. Пиотровский.Страницы древней истории северной Нубии

выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,

Б.Б. Пиотровский. Страницы древней истории северной Нубии

Комментариев нет:

Отправить комментарий