пятница, 8 февраля 2013 г.

магические инструменты древних славян

4,43 Mb.страница10/15этой книгиДата конвертации21.05.2012Размер4,43 Mb.Тип ... Смотрите также:           10           * * *Первые в Европе трактаты, касающиеся интересующей нас темы, появились в античном мире. Авторы этих сочинений Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший описывали свойства растений, животных и камней, в том числе и магические свойства камней. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвящённые тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Альберта Великого (XIII век). Из стихотворного сочинения одного из самых известных таких авторов Марброда Рейнского (XII век) заимствованы строки, вынесенные мною в эпиграф к этой главе:^ Пусть никого не дивит сомнение здесь неуместно, Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.С течением времени наиболее интересные с практической точки зрения выдержки из раннесредневековых трактатов были объединены в многочисленные рукописные сборники, превратившиеся с изобретением книгопечатания в печатные. В таких печатных сборниках свойствам камней уделялось немалое внимание; так, например, в знаменитых книгах, известных под названиями Hortus Sanitatis, т.е. «Сад Здоровья», минералогический раздел часто бывал одним из основных. На Руси первым трактатом о свойствах камней стал трактат Епифания Кипрского, перевод которого с греческого вошёл в Изборник князя Святослава Ярославича, созданный в 1073 году198. (Именно с этого трактата Епифания пошла в Европе мода на «сортировку» камней по знакам зодиака, но об этом чуть позже.) Перевод трактата, выполненный по заказу Святослава, ходил по Руси в течение нескольких столетий. В первой половине XV века были выполнены первые переводы упомянутых «Садов Здоровья» с латыни на славянские языки; не позднее конца того же столетия появился и первый русский перевод. Это было немаловажное для русского знахарства событие: переводы «Садов» получили на Руси название «Вертоградов» каждый, кто интересовался историей знахарства, не раз слышал это слово. Самый популярный перевод был выполнен в 1672 году и был назван «Прохладным Вертоградом», под коим именем и до сих пор известны в народе его списки. Именно из текстов «Прохладного Вертограда» взято большинство старорусских цитат, приводимых в современных публикациях о магических свойствах камней:Аще воин тот камень алмаз на левой стране носит или во оружии или во иных платиях, тогда опасен бывает от своих супостат и от всякия лайбы и от окорму и нахождения духов нечистых...Помимо переводов «Садов Здоровья» на Руси были известны и другие труды по «каменной» магии. Среди них знаменитые «Аристотелевы Врата», вместе со многими другими книгами попавшие в немилость православной церкви и оказавшиеся в 1551 году под запретом и проклятием Стоглавого Собора. Следует упомянуть также «Альбертус» переведённое в 1670 году собрание трех трудов западных средневековых учёных, среди каковых оказался и известный трактат Альберта Великого «Liber aggregationis seu liber secremorum Alberta Magni de virtutibus Herbarum Lapidum et Animalium quorudam». Именно на этих упомянутых нами трудах базируются современные исследования древних представлений о магии камня. Таких исследований ныне опубликовано немало, и нет, вероятно, смысла дублировать их на этих страницах.* * *Не приводя здесь подробные описания магических свойств камней, мы всё же затронем некоторые аспекты практического их использования, а именно их астрологические соответствия, которые играют не последнюю роль в искусстве создания ювелирных изделий, обладающих волшебными свойствами. Для начала соответствие некоторых камней знакам зодиака. Сама концепция двенадцатичастного деления года (эклиптики), как уже упоминалось, не представляется нам отвечающей древней традиции Северо-запада, что, однако, не отменяет возможности её применения в практической магии. Используемое ныне распределение камней по зодиакальным секторам также восходит к ненордической традиции. Абсолютное большинство таких распределений, известных в Европе, почерпнуто из трактата Епифания Кипрского. В этом трактате Епифаний описывает наперсник иудейских первосвященников, украшенный двенадцатью камнями, и именно отсюда он выводит своё соответствие этих камней знакам зодиака. Приведём список Епифания (используются современные названия камней): Овен Гиацинт (лигур) Телец Агат Близнецы Хризопраз, аметист Рак Хризолит Лев Берилл Дева Оникс Весы Сердолик, сардоникс Скорпион Топаз Стрелец Изумруд (смарагд) Козерог Гранат (карбункул, он же анфракс) Водолей Сапфир Рыбы Яшма Несколько более традиционным можно считать соответствие камней семи планетным типам. Это соответствие является довольно устоявшимся и лишь немного меняется согласно собственным предпочтениям того или иного человека. Солнце Рубин, алмаз, янтарь

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы

Платов Антон Магические Искусства Древней Европы - страница 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий